Онипко Юлия Сергеевна
Конкурс портфолио молодого педагога 2022
Конспект занятия Онипко Юлия Сергеевна
ЭССЕ
воспитателя Онипко Юлии Сергеевны
Одиннадцать лет назад я шла в гости к маме и подходя к родительскому дому, засмотрелась на рядом расположенное здание детского сада. Саду 36 лет и он всю жизнь у меня перед глазами. Сама я его не посещала, но часто гуляла на территории. Уже не смогу сказать, что послужило внутренним мотивом, но я решила зайти и спросить о вакансиях. Так я стала Люлей Сегеевной — младшим воспитателем группы «Красная Шапочка» детского сада «Сказка».
На протяжении первых трех лет, каждый день убеждалась, что мне близка профессия педагога, что могу дать детям больше, чем в должности младшего воспитателя. Профессиональному росту способствовало получение высшего образования в Тюменском государственном университете. Став педагогом, я окончательно убедилась, что решение связать жизнь и профессию с детьми было верным.
Сейчас популярно выражение «Сделайте вашу профессию своим хобби, и вам ни дня не придется работать». Я разделяю эту позицию: моя работа – это мой второй дом, моя вторая жизнь и хобби. Я творческий человек и свои идеи в рамках педагогической деятельности реализую вместе с воспитанниками.
Больше всего дети любят угощать меня разными блюдами из пластиковых игрушек-продуктов. И пусть в одной тарелке не сочетаются яйцо и яблоко, но это так искренне, что невозможно отказаться от угощения. Еще ребята любят меня лечить, беря игрушечный чемоданчик, достают инструменты, приглашают на прием. Вокруг собирается врачебный детский консилиум и, совещаясь, ставится диагноз. Я поддерживаю их активность, обеспечиваю доступность предметно-пространственной среды, необходимого игрового оборудования, корректирую последовательность действий и предлагаю увлекательные сюжеты ролевых игр. Игру использую как главное средство воспитания, развития и обучения дошкольников, с учетом принципов научности, доступности, наглядности, сознательности и активности, систематичности и последовательности.
Игра способствует формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Добавляя соревновательные элементы, я стимулирую детей к достижению цели. То, насколько системно я организую процесс от начала до конца, зависит полнота восприятия информации ребятами. Игра не рассматривается как что-то обязывающее к обучению, утяжеляющее контакт, а становится своеобразным посредником в коммуникации. Познавательная, творческая и исследовательская среды для пытливого ума – это балласты, которые позволяют детям с каждым днем всё больше открывать маленький и большой миры, а я как педагог им в этом помогаю.
Меня однажды спросили: какие слова характеризуют профессию педагога? Не раздумывая, ответила: жизнь, любовь и призвание. Тогда попросили оставить лишь одно слово. Это была «любовь». Мне нравится искренняя любовь детей. Нравится отвечать им взаимностью. Нравится, что сколько бы я ее не дала, сколько бы не получила, она не иссякает. У меня замечательная миссия — дарить любовь детям. Однажды, ко мне в ясли привели девочку. Период адаптации был тяжелый. Ребенок выл волком, никого к себе не подпускал. Прошло два месяца. Во время прогулки с мамой девочка случайно увидела меня на улице, подбежала и крепко-крепко обняла. Это лучшая награда.
Моя профессия состоит из нелегких, но интересных будней. Люблю начало смены, это особое время, когда ребятишки приходят в хорошем настроении, улыбаются, а я рассказываю им, чем будет наполнен наш день. Во время детского сна планирую дальнейший учебно-воспитательный процесс занятия. Вечером, размышляя, подвожу итоги и анализ, пытаюсь скорректировать учебно-воспитательную деятельность. К нам приводят малышей с 1,5 лет. Насколько значим промежуток в 5,5 лет для взрослого человека? Подчас он наполнен переменами, от которых жизнь меняется в корне, а иногда пролетает незаметно. Для детей дошкольный период — небольшой отрезок, но за это время ребенок развивается быстрее, чем за всю последующую жизнь. Здесь и овладение речью и формирование мышления, развитие памяти, выстраивание взаимоотношений, зарождение навыков самоорганизации. Дошкольное образование — это фундамент образования. Педагоги берут на себя ответственность за подготовку детей к школе, за формирование личности, за воспитание тяги к учебе. На нас лежит ответственность за то, как дальше ребенок пойдет по дороге познания мира. Наша профессия одна из важнейших в мире и от наших усилий зависит будущее в образовании.
Безусловно, в системе дошкольного образования есть педагоги, которые делают все, что в их силах, чтобы дать детям знания. Проблема в том, что мы работаем в рамках системы, которая с трудом поддается изменениям. Она не дает достаточно времени, чтобы уделять внимание каждому ребенку. Если кто-то возразит, что у нас предусмотрен индивидуальный подход в воспитании и обучении, то ради справедливости отмечу, что педагог, с усредненным количеством детей в 25 человек, просто не в силах работать с каждым с учетом его особенностей. Результат — не все воспитанники, переходя на следующую ступень образования, обладают теми навыками, которые должны быть освоены.
Еще одна серьезная проблема, с которой сталкивается педагог – это отсутствие контакта с родителями. Мы перестаем быть авторитетами. В связи с этим падает уровень доверия. Бывает, что и в стенах дома создается негативный образ педагога, занижается его статус. Дети хорошо считывают отношение родителей. Отсюда могут возникать проблемы при коммуникации педагог – ребенок. Чтобы снизить уровень напряженности, педагогу необходимо аккуратно транслировать свое восприятие и культуру в соответствии с установками системы образования. Не критиковать, быть осторожным в высказываниях, дать возможность родителям и детям понять себя и свои желания. Наукой доказано, что в нас 10 % сознательного открыто и 90 % бессознательного скрыто. Когда мы начинаем говорить, необходимо, чтобы 10 % нашего сознательного было обращено к 90 % бессознательного собеседника. Для этого нужно преодолеть барьер из недоверия, мешающего информации попасть в бессознательное. Педагог своим примером должен показать значимость и ценность того, что транслирует.
Еще одна проблема — это низкий социальный статус профессии. Ее необходимо популяризировать на государственном уровне. Дошкольные учреждения необходимо обеспечивать качественной дидактической литературой и методическими пособиями, слушать и слышать людей, которые находятся в постоянном контакте с воспитанниками и знают их потребности и свои.
Часто педагоги сталкиваются с разным языком коммуникации с детьми. Считаю, что это связано с популярностью интернета. Как результат – детям, которым с пеленок вручают планшет или смартфон трудно воспринимать информацию на слух. Это создает дополнительные проблемы, связанные с обучением. В данной ситуации я предложила бы использовать в образовательном процессе информационные технологии. Их применение позволит формировать непрерывный познавательный интерес у детей и усилит мотивацию к обучению.
Резюмируя, отмечу, что система дошкольного образования может быть эффективной при благоприятных социально-педагогических условиях, а воспитание детей с личностно-ориентированным подходом. Родителей необходимо привлекать к жизни детского сада. Только тогда они смогут стать активными помощниками педагогам. Последним, в свою очередь, нужно постоянно демонстрировать достижения ребенка, его качества, умения. И тогда мир бескорыстия, наивности, мир, где на каждом шагу есть место веры в чудо и радости от мелочей, станет интересным, глубоким и важным для всех, кто так или иначе решил к нему прикоснуться.