Психолого-педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса —  необходимое условие реализации ФГОС ДО. Под психолого-педагогическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагогов, направленная на реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

 

Положение МАДОУ ДСКВ «Сказка» о социально-психологической службе

Основные направления  психолого-педагогического сопровождения:

  1. психодиагностика
  2. коррекционно-развивающая работа
  3. психологическое консультирование
  4. психологическое просвещение
  5. взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ

Основные субъекты психолого-педагогического сопровождения: дети, родители, педагоги.

Цель психолого-педагогического сопровождения: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития на всех этапах дошкольного детства.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  1. Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребёнка и зону его ближайшего развития.
  2. Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.
  3. Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к школе.
  4. Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.

Направления деятельности психолого-педагогического сопровождения:

  1. Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. В рамках психодиагностического направления осуществляется:

  • Ведение адаптационных листов детей  групп раннего возраста;
  • Диагностика воспитанников подготовительной к школе групп  с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе для организации и координации коррекционно-развивающей работы с детьми;
  • Диагностика психического развития детей ОВЗ и детей-инвалидов  для организации коррекционно-развивающей работы;
  • Диагностика воспитанников в рамках психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОУ.
  • Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные, конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и  организации дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми (по запросу).
  1. Коррекционно-развивающая работа

         Цель: оказание психолого-педагогической поддержки воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации. Коррекционная и развивающая работа ведётся с учетом приоритетных направлений и особенностей ДОУ: — работа с детьми, имеющими нарушения речи; — подготовка детей к обучению в школе. Дети, имеющие речевые нарушения направляются в группу комбинированной и (или) компенсирующей направленности согласно с разрешения родителей и решения психолого-медико-педагогической комиссии. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. В данном направлении реализуется:

  • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы;
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми речевой группы  с целью развития познавательных процессов и речевых навыков;
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);
  • Проведение занятий с детьми других возрастных групп с целью развития познавательных способностей.
  • Проведение занятий с одаренными детьми. 

Коррекционно-развивающие занятия имеют в своей основе  прин­ципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентриче­ского наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволя­ет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное раз­витие. Занятия в игровой форме проводятся в дневное время с октября по май:

  • старшая группа -1 раз в неделю
  • подготовительная группа -1раз в неделю
  • одаренные дети -1 раз в неделю
  • дети с ОВЗ, дети-инвалиды старшая группа -2 раза в неделю
  • дети с ОВЗ, дети-инвалиды подготовительная группа — 2 раза в неделю
  • индивидуальная работа дети с ОВЗ, детьми-инвалидами — 1 раз в неделю

Программа занятий реализуется в три этапа: I этап: мониторинг психолого-педагогического развития детей, вводная диагностика готовности к школьному обучению – сентябрь II этап: проведение профилактических и коррекционно-развивающих занятий – с октября по апрель III этап: мониторинг психолого-педагогического развития детей, итоговая диагностика готовности к школьному обучению – апрель-май. Основные методы проводимых занятий:

  • Этюды
  • Упражнения
  • Беседа
  1. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ.  Консультации с родителями и педагогами может быть как групповой, так и индивидуальной. Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным  методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация. Основные вопросы консультативной работы с воспитателями в течение года:

  • Консультации воспитателей по итогам психолого-педагогического мониторинга
  • Консультации воспитателей по итогам ПМПк
  • Консультации воспитателей по запросу
  • Групповые консультации воспитателей на тему эмоционального выгорания

Основные вопросы консультативной работы с родителями в течение года: — Консультация родителей по итогам вводной и итоговой диагностики готовности к школьному обучению; — Индивидуальные консультации по вопросам развития детей (по запросу).

  1. Психологическое просвещение

Цель: освещение актуальных вопросов психического развития детей для родителей и педагогов. Психологическое просвещение участников образовательного процесса может проходить по примерным темам:

  • Возрастные особенности детей каждой возрастной группы
  • Психологические особенности детей с ОВЗ и формы работы с ними
  • Ознакомление педагогов с новыми формами работы
  • Адаптация детей к ДОУ
  • Готовность детей к школьному обучению

Формы работы: оформление стендового материала, разработка памяток и буклетов, выступления на родительских собраниях и семинарах, проведение консультаций.

  1. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ 

   С руководителем ДОУ

  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.
  2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно- образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
  3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
  4. Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
  5. При необходимости рекомендует администрации направить ребенка с особенностями развития на ПМПК.
  6. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
  7. Предоставляет отчетную документацию.

Со старшим воспитателем

  1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  2. Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей.
  3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
  4. Участвует в разработке методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
  5. Участвует в деятельности Советов педагогов и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
  6. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в ДОУ с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
  7. Участвует в организации методических объединений и является членом ППк.
  8. Предоставляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
  9. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
  10. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.

С воспитателем

  1. Содействует формированию банка данных развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
  2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
  3. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
  4. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым, повышая их социально-психологическую компетентность.
  5. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  6. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
  7. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
  8. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии)
  9. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

С музыкальным руководителем

  1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
  2. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
  3. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
  4. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий)
  5. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределение ролей.
  6. Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
  7. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
  8. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

С инструктором по физической культуре 1.Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС ДО.

  1. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
  2. Способствует развитию мелко моторных и основных движений.
  3. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  4. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, организуя соревнования между возрастными группами: старшей и подготовительной).
  5. Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.
  6. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
  7. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
  8. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)

С учителем-логопедом, учителем-дефектологом

  1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
  2. Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции.
  3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей и мелкой моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
  4. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
  5. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний.
  6. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
  7. Участвует в ППк ДОУ