МАДОУ ДСКВ «Сказка»

logo_skazka_hmao
628661, Российская Федерация, Тюменская область, ХМАО, г. Покачи, ул. Таежная, 14

Основные направления деятельности МАДОУ ДСКВ

«Основные направления деятельности МАДОУ ДСКВ «Сказка» по сохранению и  укреплению  здоровья воспитанников в рамках реализации ФГОС ДО»

            Люди должны осознать,
что здоровый образ жизни-
это личный успех каждого
В.В.Путин

Современное общество предъявляет  высокие требования к работе дошкольного образовательного учреждения, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей регламентируется рядом нормативно-правовых документов ( Закон «Об образовании в РФ», 273-ФЗ, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.»Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26) и др.)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из главных задач является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста обусловлена и тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. Поэтому, в первую очередь нужно создать безопасную, здоровую, комфортную среду для пребывания детей в учреждении.

Подобный подход предъявляет особые требования к профессиональным качествам педагогов и предполагает активную позицию родителей.

Управление здоровьесберегающей деятельностью в МАДОУ ДСКВ «Сказка» представляет собой систему, элементы которой находятся в тесной взаимосвязи друг с другом: администрация, воспитатели, медицинские работники, инструктора по физической культуре, педагог-психолог и другие специалисты.

Проведённый анализ состояния здоровьесбережения в нашем детском саду позволил раскрыть некоторые проблемы:

  • отсутствие полной преемственности в области здоровьесбережения между детским садом и семьей (нарушение в домашних условиях режимов дня,  питания, закаливания.).
  • сложности организации полноценного сбалансированного питания при имеющемся финансировании (родительская плата за присмотр и уход), и росте цен на продукты.
  • несформированность потребности и умений у детей, родителей и педагогов в здоровом образе жизни;
  • отсутствие должной материально-технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности  (отсутствие физио, массажного, стоматологического кабинетов).

Данные проблемы влекут за собой отрицательные последствия:

  • рост заболеваемости;
  • уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых в школу;
  • недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей, следствием чего является низкая активность, безответственность родителей к своим обязанностям по отношению к детям и образовательному процессу в ДОУ.

            При определении  направлений в сохранении и укреплении здоровья воспитанников, прежде всего, учитываем данные  скрининга условий и образа жизни семей воспитанников.

Так, В 2014/ 2015 уч. году получили следующие результаты:

 

Вопрос

Общий средний показатель (по старшим и подготовительным группам)
  1. Делаете ли Вы утреннюю зарядку?
  •   Да
  1. Проводите ли закаливающие процедуры?
  • Да
  1. Есть ли у Вас вредные привычки?
  • Да
  1. Посещаете ли Вы спортзал?
  • Да

5.  Считаете ли Вы свою семью здоровой и ведущей здоровый образ жизни?

  • Скорее да

6.Считаете ли Вы себя субъектом ( активным участником, творцом) здоровой жизни?

  • Да
 

22%

 

35%

 

40%

 

21%

 

55%

 

55%

В связи с этим, возникла необходимость  в обновлении оздоровительной работы ДОУ через создание единого здоровьесберегающего пространства  и практической реализации модели «Детский сад – семья».

Были определены следующие аспекты:

  • проектирование и разработка средств здоровьесберегающей деятельности;
  • планирование деятельности всех субъектов процесса и контроль за ней;
  • создание педагогических условий;
  • организация: питания, физкультурно-оздоровительной и профилактической  работы;
  • помощь в обеспечении санитарно-эпидемиологических нормативов;
  • взаимосвязь с семьями воспитанников по созданию единой здоровьесберегающей среды в семье и ДОУ.

Деятельность ДОУ по сохранению и укреплению здоровья включает следующие направления  работы:

  • медицинское направление;
  • педагогическое направление;
  • социально-психологическое направление;
  • физкультурно-оздоровительное направление;
  • координационно-управленческое направление.

1. Медицинское направление, которое включает:

а)  медико-психолого-педагогическое сопровождение в рамках реализуемой программы «Здоровый Малыш» и функционирования Центра здоровья.

б) комплекс санитарно-гигиенических мероприятий.

в) организация правильного питания. В этой связи, в августе 2015 г. на пищеблоке было установлено современное оборудование, пароконвектомат, обеспечивающий правильную технологическую и кулинарную обработку продуктов, сохранность их исходной пищевой ценности и высокие вкусовые качества блюд.

г) профилактически-оздоровительная работа, как  с  диспансерными детьми, так и  с детьми,  имеющими  функциональные  отклонения, которая  строится на основе:

  • анализа заболеваемости;
  • учета контингента детей;
  • диагностических данных об уровне физического развития детей.

МАДОУ ДСКВ «Сказка»  в 2014-2015 уч.году посещали воспитанники  с первой группой здоровья – 35,5%, второй группой здоровья — 60,6% с третьей – 3, 48%, дети с четвёртой группой здоровья –

 0, 42% (1 ребенок-инвалид). Это хороший показатель, и наша задача- сохранить данный результат.

Осуществление профилактических мероприятий:

1. Сезонная профилактика простудных заболеваний — ( осенью и зимой  дети получают поливитамины, в третье блюдо добавляется ежедневно витамин С).

2. Профилактика гриппа и вирусной инфекции.  Используются: луко – чесночные «амулеты», закладывание в нос оксолиновой мази, прививка от гриппа.

Со всеми детьми в течение года проводятся специальные закаливающие процедуры:

  • контрастно-воздушные ванны (ранний возраст, дошкольный);
  • полоскание зева водой комнатной температуры (дошкольный возраст);
  • упражнения, выполняемые лежа после сна (ранний возраст, дошкольный);
  • занятия в бассейне.

Для оздоровления и профилактического лечения детей, ЧБД детей  внедрена в практическую деятельность «Схема поэтапного оздоровления».

Также профилактическая работа включает в себя комплекс специфических физио- и общеукрепляющих процедур с согласия родителей (законных представителей).

В ДОУ 2 раза в год (осень-весна) дети посещают спелеоклиматическую камеру.

Результат лечения:

  • снижение уровня заболеваемости
  • увеличение периода ремиссии
  • повышение общего здоровья, иммунитета и выносливости

В 2014-2015 уч.году курс спелеотерапии прошли 183 воспитанника от 3-х лет до 7-и лет, что составило  78%

  • 2. Педагогическое направление включает комплексную  работу всех участников образовательного процесса. Педагоги организуют работу с детьми с учетом личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, детских интересов и предпочтений, рекомендаций специалистов. Все оздоровительно-коррекционные мероприятия в группах выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде «Тропинки здоровья». В целях формирования у детей знаний по основам безопасности и здорового образа жизни педагоги включают в свою деятельность цикл занятий «Познай себя» и «Уроки здоровья». Ежедневно, при помощи «Экрана настроения», воспитатели отслеживают эмоциональное состояние каждого ребенка, планируя дальнейшую работу по эмоциональному развитию детей своей группы. Для создания эмоционально — благополучной обстановки в ДОУ, ситуации успеха каждого ребенка и взрослого работает телестудия «Малыш»: музыка встречает детей и взрослых с порога детского сада, все могут увидеть фото и видеоматериалы того или иного произошедшего в саду события, звучат поздравления с Днем рождения, с праздниками.
  • 3. Социально-психологическое направление ориентировано на укрепление психофизического здоровья  и предполагает  использование  эффективных психокоррекционных средств. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем, что осуществляется в процессе продуктивного взаимодействия педагога-психолога с воспитателями и родителями (законными представителями), направленном на построение психологически безопасной образовательной среды для ребенка. Данная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций, мастер-классов, тренингов, семинаров-практикумов, родительских собраний.

С этой целью пополняется материально-техническая база ДОУ, так в 2014-2015 уч.году на средства, выделенные депутатом Тюменской областной Думы Лосевой Инной  Вениаминовной был приобретён в сенсорную комнату интерактивный пол, который эффективно способствует развитию детей, способствует адаптации ребенка к новым условиям, позволяет в игровой форме познавать мир, организовать взаимодействие между всеми членами детского коллектива, вырабатывая позитивные навыки общения. В ДОУ также оборудованы, изостудия «Маленькие волшебники», кабинет педагога — психолога с библиотекой для детей. В просторном холле среди аквариумных рыбок дети и взрослые могут отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности.      Все помещения, соответствуют принципам ФГОС ДО к предметной среде по: полифункциональности, трансформируемости, вариативности, насыщенности, доступности и безопасности:

  • 4. Физкультурно-оздоровительное направление включает в себя сочетание базовых форм и вариативных форм физического воспитания, что позволяет обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей. Работа инструктора по физической культуре строится в тесной взаимосвязи с медицинским персоналом и воспитателями, в результате чего дети получают  оптимальную нагрузку на физкультурных занятиях и утренней гимнастике с учетом адаптационного периода после заболевания,  с учетом уровня физического развития, с учетом физкультурной  группы и уровня овладения детьми основными движениями. Для этого в детском саду созданы все необходимые условия: бассейн, физкультурный зал, спортивная площадка, класс хореографии. С этого нового учебного года наши воспитанники будут иметь возможность заниматься в спортивном зале с новым специализированным спортивным покрытием,  роль которого – дать каждому ребёнку во время занятий физкультурой правильный баланс безопасности, комфорта, эффективности и эстетики. Оснащение новым спортивным оборудованием дало возможность расширить спектр дополнительных образовательных услуг, в том числе и платных. Так, в этом уч. году начнёт функционировать студия «Крепыш» (дополнительные занятия по физической культуре) для детей с 2-х лет и продолжит свою работу уже всем знакомая и многими любимая секция «Будь здоров, малыш!» (обучение детей плаванию)
  • 5. Координационно-управленческое направление — предполагает координацию деятельности всех специалистов, занимающихся сохранением здоровья детей. Для успешного проведения мониторинга состояния здоровья и физического развития   детей  создан «Паспорт здоровья детей дошкольного учреждения». Сформирован банк данных о семьях и родителях воспитанников (социальный паспорт ДОУ). Для создания условий реализации преемственности семьи и ДОУ  реализуется модель «Детский сад-семья», которая направлена на обеспечение взаимосвязи с семьями воспитанников по созданию единой здоровьесберегающей среды в семье и ДОУ. Взаимодействие с родителямиосуществляется через организацию работы по двум блокам:
Блоки Основные задачи Формы
1. Педагогическое

просвещение

родителей

Повышение педагогической грамотности родителей

 

Лекции, семинары, практические занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педсоветы, родительские собрания и т.д.

 

2. Включение родителей в деятельность ДОУ Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ Соревнования, кружки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные мероприятия и т.д.

В нашем дошкольном учреждении на протяжении многих лет продолжает работать консультативный пункт по оказанию помощи семьям воспитанникам. Родители могут получить квалифицированную консультацию от администрации и специалистов ДОУ по любому интересующему вопросу. Сегодня уже почти каждое образовательное учреждение имеет в открытом информационном пространстве свое собственное  «интернет-представительство» Наше ДОУ не исключение. Функционирование официального сайта позволяет сформировать единое сообщество педагогов и родителей; создать условия для творческой самореализации педагогов ДОУ; популяризировать достижения педагогов и детей; повысить информационную компетентность педагогического сообщества системы дошкольного образования. На официальном сайте МАДОУ ДСКВ «Сказка» имеются разделы «Родительская страничка» и «Страничка педагога»,  где размещены консультации, советы, рекомендации для родителей наших воспитанников.

Анализ практики по обеспечению здоровьесберегающего пространства ДОУ привёл к следующим результатам:

  • В МАДОУ ДСКВ «Сказка» сделано много необходимых преобразований для создания оптимальной оздоровительной системы, что позволяет качественно решать задачу сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Многие оздоровительные технологии работают успешно на протяжении ряда лет (реализация программы «Здоровый малыш» по сохранению здоровья детей и приобщению родителей к здоровому образу жизни). Внедряются новые (разработка и апробирование программы «Доктор мяч»).
  • На протяжении ряда лет  задачи по сохранению и укреплению здоровья включаются в годовые задачи работы ДОУ.
  • Создана нормативно-правовая база по созданию здоровьесберегающего пространства и реализации оздоровительной модели «Детский сад – семья»;
  • Созданы благоприятные условия для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
  •  Выстроен комплекс диагностических методик оценки культурной компетентности субъектов педагогического процесса (система знаний о здоровье и здоровом образе жизни, поведенческих структур, осознанного отношения к своему здоровью);
  • Работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения приобрела характер сотрудничества.

Всем нам известно выражение: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не менее справедливым  будет и обратное утверждение: «От здорового духа – здоровое тело». Гармоничное развитие человеческой личности может быть достигнуто только в единстве этих двух здоровых начал. Поэтому совершенно необходимо в работе ДОУ воспитывать у детей, родителей и педагогов силу духа – именно она сможет направлять разум в сторону добрых мыслей и положительных эмоций. Мы с Вами должны помнить это и использовать в работе, направленной на сохранение здоровья — нашего основного капитала.

Дата обновления страницы: 22.09.2016

Викторина Югры

«Другое дело»

Решаем вместе

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

«Лица Победы»

Рейтинг ДОУ

«РАС»

Растим детей

Пазл добра

Спеши делать добро

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122