«Инклюзивное образование в свете требований ФГОС ДО»
Известный шведский исследователь, занимающийся процессами инклюзии, профессор Ульф Янсон писал:
Инклюзия…является явлением
социально-педагогического характера.
Соответственно…, нацелена не на изменение
или исправление отдельного ребёнка,
а на адаптацию учебной и социальной среды
к возможностям данного ребёнка
Сегодня, в условиях развития инклюзивных принципов в нашем обществе, обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе стало жизненной необходимостью и запросом времени.
Известно, что первая образовательная система, в которую попадает любой ребёнок — это система дошкольного образования. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад — это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может стать местом, где их ребенок будет полноценно развиваться, адаптироваться и приспосабливаться к жизни.
Одной из важных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка…..независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».
ФГОС даёт шанс улучшить перспективы детей. Ведь получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно.
На сегодняшний день в МАДОУ ДСКВ «Сказка» сделано многое: определены цели, задачи, описаны базовые модели интегрированного обучения, написаны адаптированные образовательные программы, смоделированы алгоритмы для составления индивидуальных образовательных маршрутов и многое другое.
Однако, в самом начале внедрения инклюзивной модели образования ДОУ столкнулось с некоторыми трудностями:
- Недостаточность специального оборудования общего и индивидуального пользования.
Нахождением решения проблемы стало:
— Использование многофункционального оборудования, а в перспективе – приобретение специального оборудования общего и индивидуального пользования, способствующего созданию условий для инклюзивного образования.
На данный момент созданы условия по доступной среде: имеется
— кнопка вызова помощников для инвалидов;
— подъёмник;
— предупредительные знаки;
— уличное игровое оборудование.
В кабинетах МАДОУ ДСКВ «Сказка» для развития детей имеется необходимое оборудование способствующее созданию условий для инклюзивного образования.
- Профессиональная и психологическая неготовность педагогических и административных работников к работе с детьми с ОВЗ
Для решения этой задачи, в ДОУ была:
— организована методическая поддержка инклюзивного образования, которая включает сопровождение по созданию условий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в получении образовательных услуг;
— педагоги и специалисты прошли обучение на курсах повышения квалификации по особенностям организации инклюзивного обучения.
- Нехватка узких специалистов для сопровождения включающего обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Для этого в ДОУ были:
— введены в штатное расписание узкие специалисты (дефектолог, тьютор, ассистент).
— организовано обучение по программе повышения квалификации руководящих и педагогических работников,
— проведены мониторинговые исследования качества инклюзивного образования.
В этой связи, несмотря на трудности, в детском саду начата и в настоящее время целенаправленно осуществляется работа по организации инклюзивной модели образования, которая проектируется:
1) на основе требований нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-фз «О социальной защите инвалидов в РФ»
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-фз «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»»
- Федеральный закон от 27.11.2011 № 323-фз «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
- ФГОС (пр.Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Постановление Правительства ХМАО-Югры от 05.09.2013 г. №359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своём развитии и социальной адаптации»
2) созданы необходимые условия обеспечения инклюзивного образования:
- финансовые, материально-технические.
- программно-методические.
В городе создана и успешно осуществляет свою деятельность Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая осуществляет
- обследование детей;
- подготовку рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи;
- консультативную помощь родителям (законным представителям) детей;
- информационно-просветительскую работу.
В соответствии с рекомендациями ТПМПК для детей разрабатываются адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования, создаются специальные условия.
На сегодняшний день вся работа в МАДОУ ДСКВ «Сказка» по организации инклюзивной модели образования, строится по следующим принципам:
- Принцип обеспечения индивидуального подхода, который предполагает обучение и воспитание с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. В ДОУ разработаны и апробированы:
— Индивидуальные программы развития ребенка;
— Алгоритмы индивидуального сопровождения ребёнка.
- Принцип активного включения реализуется с целью активного включения детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. В городе организована работа городского методического объединения специалистов психолого-педагогического сопровождения: педагогов-психологов, учителей-логопедов и учителей-дефектологов в части повышения профессиональных компетенций. Всего задействовано — 38 специалистов.
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания — предполагает наличие вариативной развивающей среды. В детском саду создана вся необходимая инфраструктура, имеются кабинеты специалистов; учебное оборудование; наглядные пособия; сенсорная комната.
Инклюзивное образование реализуется в разных формах:
- Индивидуальные занятия, которые направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.
- Фронтальные, комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие и музыкальные занятия.
- Праздники, экскурсии, конкурсы, которые создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада.
- Принцип партнерского взаимодействия с семьей основан на том, что усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка. В течение года дети и родители (законные представители) получают психолого-педагогическую помощь: консультации, практические задания, методические рекомендации в рамках психолого-педагогической и медико-социальной помощи в ДОУ.
В детском саду вся необходимая информация по инклюзивному образованию размещена и на Официальном сайте дошкольной организации, которая также адаптирована для людей с нарушением зрения (имеют версию для слабовидящих).
- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада, предполагает возможность изменения модели детского сада, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства. ДОУ активно распространяет и пропагандирует положительный опыт инклюзивного (интегрированного) образования в ДОУ, принимая активное участие в проектах различного уровня. Так, проект с названием «Югорские зарисовки», (2020г.) учителя-логопеда МАДОУ ДСКВ « Сказка», Бырдиной О.С., стал победителем в конкурсе для физических лиц на предоставление Гранта Губернатора ХМАО-Югры на развитие гражданского общества.
Результат проведенной работы показывает, что в детском саду за прошедшие три года успешно пройден этап становления системы инклюзивной модели образования:
- Накоплен опыт практик, инициатив, создана нормативно-правовая база организации деятельности служб, осуществляется информационная поддержка.
- На сегодняшний день для раннего выявления нарушений развития и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей в ДОУ создана служба ППМС.
- Созданы специальные условия для детей с сенсорными нарушениями, нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, для детей с задержкой психического развития и часто болеющих детей. В консультационном центре получают бесплатную методическую, диагностическую и консультативную помощь логопеда, дефектолога, психолога родители, обеспечивающие получение дошкольного образования в форме семейного.
- Реализуется модель сетевого взаимодействия. В МАДОУ ДСКВ «Сказка» заключены договоры сетевого и межведомственного взаимодействия для реализации особых образовательных потребностей.
- Сформирована готовность личности к позиционированию успеха в инклюзивном образовании, которая для педагога характеризуется таким показателем:
— изменение статуса от специалиста-исполнителя к профессионалу-исследователю;
— для всех субъектов (дети, родители, законные представители)— целенаправленность на конечный результат.
Таким образом, развивая инклюзивное образование в целостном образовательном пространстве в условиях детского сада, дошкольная организация ориентируется на конечную цель инклюзии — подготовка ребёнка с ОВЗ к жизни, его полноценная интеграция в общество, его счастье, на что он имеет полное право, как каждый из нас.