МАДОУ ДСКВ «Сказка»

logo_skazka_hmao
628661, Российская Федерация, Тюменская область, ХМАО, г. Покачи, ул. Таежная, 14

Как развивать у ребенка мелкую моторику рук

Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Наши детки, идя в школу, знают английские слова, но не умеют держать ручку и завязывать шнурки. Так как же правильно расставить приоритеты в педагогическом процессе?

Мелкая моторика (по определению Википедии) — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Иными словами — это точное движение пальцев рук и ног. Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Ведь центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с маленькими пальчиками. Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить: у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идет формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия (нарушение письма).
Существует множество игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук ребенка. Все они очень разнообразны по сложности, интересности, доступности. Но каждая из них — невероятно полезна! Чем же занять малыша?
Игры с мозаикой и конструктором у детей раннего дошкольного возраста вызывают интерес и удовольствие. Пальчиковые игры можно сопровождать декламированием подходящих стихов. Сначала упражнения делаются медленно, затем быстрее. Начинать занятие надо с разминки пальцев, сгибания и разгибания.
Вот несколько подходящих упражнений:

  • Колечко: пальцы зажаты в кулак, сначала разгибаем большой и указательный пальцы и соединяем их в кольцо. Затем распрямляем все пальцы и разводим их в стороны.
  • Домик: ладони направляем друг к другу под углом, пальчики соприкасаются. Средний палец правой руки поднимаем вверх (это труба), кончики мизинчиков соединяем под прямым углом друг с другом (это балкончик).
  • Цепочка: большой и указательный пальцы левой руки соединяем в колечко, а через него попеременно пропускаем колечки из пальцев правой руки – большой с указательным, большой со средним и так далее.
  • Собака: поставьте ручку на ребро. Большой палец поднять верх и чуть согнуть; указательный тоже согнуть, средний и безымянный пальцы поставить вместе. Мизинчик опускать и поднимать попеременно.

В раннем возрасте развитие моторики у детей связано с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы. Дайте ребенку веревочку, поучите, какие можно из нее завязать узелки. Можно приобрести специальную игрушку, в которой объединены шнурочки, пуговки – пусть учится ими пользоваться. Но лучше всего – пожертвовать своим временем и купить ребенку ботинки со шнурками. Замечено, что игрушки быстро надоедают малышу и он вряд ли будет каждый день вязать узелки на своей новомодной кукле – тренажере. Пытаться же завязывать шнурки на ботинках ему придется каждый раз, собираясь на улицу. Если вы готовы терпеливо ждать, то очень быстро пальчики у малыша станут более гибкими и умелыми, а мелкая моторика будет тренироваться практически автоматически, безо всяких упражнений.
У более старших детей мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, ручной труд, аппликация, макраме, оригами. Разнообразьте занятие вашего ребенка – пусть у него в достатке будет пластилина (желательно затем перейти на более твердый пластилин, требующий разминания), красок, карандашей, раскрасок. Карандаш предпочтительнее фломастера – он заставляет ребенка напрягать ручку, пользоваться разными приемами нанесения штрихов, что очень развивает мелкую моторику.
В настоящее время в продаже существует множество подходящих по возрасту и развитию игрушек, направленных на мелкую моторику: рамки и вкладыши Монтессори, игрушки — «копилки», шнуровки, различные конструкторы (мозаика, пазлы, кубики), всевозможные наборы для рукоделия (шитье, вышивка, бисероплетение).

Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства:

  • Крупы (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп);
  • Природные материалы: желуди, шишки, камушки, ракушки, палочки;
  • Кухонная утварь;
  • Различные ёмкости, пузырьки, коробочки;
  • Молнии, шнурки, завязки, нитки, верёвочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры;
  • Бусины и кольца, которые очень интересно нанизывать на тесьму;
  • Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки;
  • Мальчики особенно оценят болты и гайки, а так же вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание любимых кукол.

Так же полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:

  • Подметать и собирать мусор, рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, бусинки, пазлы), а также мыть полы;
  • Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов;
  •  Лепить из теста печенье и украшения к пирогу;
  •  Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом;
  •  Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а также разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки;
  • Чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины;
  • Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (это занятие к тому же благотворно влияет на зрение);
  • Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка);
  • Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.;
  • Собирать на даче или в лесу ягоды;
  • Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью;
  • Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки;
  • Перелистывать страницы книги;
  • Затачивать карандаши точилкой и стирать нарисованное ластиком;

Важные правила в процессе развития мелкой моторики детей.

  1. Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
  2. Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать ребенку ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
  3. Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
  4.  Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
  5. Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
  6. Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
  7. Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно не уместна.
  8. Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям. И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!

Консультацию подготовила воспитатель: Смаранди М. Д.

Дата обновления страницы: 22.09.2016

Викторина Югры

«Другое дело»

Решаем вместе

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

«Лица Победы»

Рейтинг ДОУ

«РАС»

Растим детей

Пазл добра

Спеши делать добро

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122